Иггдрасиль
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Иггдрасиль

Форум Cеверной традиции
 
ФорумПорталПоследние изображенияПоискРегистрацияВход
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Ключевые слова
Последние темы
» Группы Рунической Магии
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:44 pm автор Радаc

» ...Висы....
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:35 pm автор Радаc

» Рунические поэмы
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:30 pm автор Радаc

» Заклинание Гроа
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:26 pm автор Радаc

» Эйвинд Финнссон
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:23 pm автор Радаc

» Эгиль Скаллагримссон
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:21 pm автор Радаc

» О формах скальдического искусства
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:18 pm автор Радаc

» Злые духи и существа в исландской магии
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:16 pm автор Радаc

» Виды исландской магии
Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:14 pm автор Радаc

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
КалендарьКалендарь
Партнеры
Создать форум

Партнеры
Создать форум


 

 Эгиль Скаллагримссон

Перейти вниз 
АвторСообщение
Радаc
Admin
Радаc


Сообщения : 199
Дата регистрации : 2012-05-25

Эгиль Скаллагримссон Empty
СообщениеТема: Эгиль Скаллагримссон   Эгиль Скаллагримссон EmptyВс Май 27, 2012 9:21 pm

Эгиль Скаллагримссон (т. е. сын Лысого Грима) — бесспорно самый выдающийся из скальдов. Годы его жизни примерно 910–990. О нем много рассказывается в «Саге об Эгиле», одной из лучших исландских «родовых саг». Эгиль, как его образ встает из саги, был не только вдохновенным поэтом, но также воинственным викингом, беспощадным к врагам и жадным на добычу. В саге так описывается его внешность: «У Эгиля было крупное лицо, широкий лоб, густые брови, нос не длинный, но очень толстый, нижняя часть лица широкая и длинная, подбородок и скулы широченные. У него была толстая шея и могучие плечи. Он выделялся среди других людей своим суровым видом и в гневе был страшен. Он был статен и очень высок ростом. Волосы у него были цветом как у волка».

Сохранились три больших произведения Эгиля — «Выкуп головы», «Утрата сыновей» и «Песнь об Аринбьёрне», а также фрагменты «Драпы об Адальстейне» и двух щитовых драп и 46 отдельных вис.

Выкуп головы.Сочинить хвалебную песнь о ком-нибудь — значило сделать его обладателем славы. Не случайно в языке скальдов слова «поэзия» в «слава» — синонимы. Не случайно и то, что в скальдической хвалебной песни прославляемый, как правило, не обладает никакими индивидуальными качествами. Как личность он, в сущности, вообще отсутствует в ней. Считалось, очевидно, что сама по себе стихотворная форма обеспечивала действенность хвалебной песни. Поэтому, в частности, не играло никакой роли, было ли сочинение хвалебной песни добровольным или вынужденным. Характерно, что нередко один и тот же скальд слагал хвалебные песни в честь правителей разных стран или правителей, которые враждовали друг с другом.

Представление о действенности стихотворной формы самой по себе всего отчетливее проявляется в рассказах о тех хвалебных песнях, которые были «выкупами головы». В этих рассказах тот или иной правитель меняет свое право убить провинившегося перед ним скальда на хвалебную песнь, сочиненную скальдом в его честь. Хвала в таких случаях была явно вынужденной, но тем не менее песнь, содержащая ее, считалась вполне действенной. Браги Старый — древнейший из скальдов, чьи стихи сохранились, — выкупил свою голову у шведского конунга Бьёрна, сочинив хвалебную песнь о нем в течение одной ночи. Примерно то же самое рассказывается о семи других скальдах IX–XI вв. «Выкупом головы» была, в частности, драпа, которую Торарин Славослов сочинил и короле Кнуте. Самая знаменитая из всех этих историй известна из «Caги об Эгиле».

История сочинения «Выкупа головы» такова. Эгилю, который уже дважды надолго покидал Исландию, не сиделось дома. Во время его вторичного пребывания в Норвегии у него был ряд столкновений с Эйриком Кровавая Секира, который тогда правил Норвегией. Эгиль убил одного из сыновей Эйрика навлек на себя ненависть Гуннхильд, злокозненной жены Эйрика. «Рассказывают, — говорит сага, — что Гуннхильд занималась колдовством и сделала так, что Эгилю было не найти покоя, пока они снова не увидятся». И вот Эгиль отправился из Исландии в Англию, к королю Этельстану, у которого он был на службе раньше. Но к этому времени Эйрик Кровавая Секира правил уже не Норвегией (он был принужден ее покинуть), а Нортумбрией (т. е. частью Англии), которую он получил в лен от Этельстана. Эгиля застигла сильная буря у берегов Нортумбрии, его корабль разбился в щепы, и он оказался во владениях Эйрика и Гуннхильд. Сразу же Эгиль направился прямо в Йорк, столицу Нортумбрии, к своему другу Аринбьёрну, сыну воспитателя Эйрика и его приближенному. Аринбьёрн стал пытаться помирить Эйрика с Эгилем, но Эйрик хотел сразу же убить Эгиля, и на этом особенно настаивала Гуннхильд. Аринбьёрну удалось все же добиться отсрочки до утра («убийство ночью — это низкое убийство» — довод, который убедил Эйрика). Следуя совету Аринбьёрна и примеру Браги, предка Аринбьёрна, Эгиль сочинил в течение ночи хвалебную песнь об Эйрике. Эгилю сначала мешала какая-то ласточка, которая сидела на окне и все время щебетала. Аринбьёрн прогнал ее и потом стерег окно. Сага дает понять, что Гуннхильд была этой ласточкой. На утро Эгиль исполнил свою песнь перед Эйриком и получил разрешение уехать живым с условием больше никогда не попадаться на глаза ни ему, ни его сыновьям.

История сочинения «Выкупа головы», рассказанная в главах LIX–LXI «Саги об Эгиле», вызвала обширную литературу. Пытались установить, что в этой истории — факты, а что — фольклорные мотивы и вымысел. В частности, высказывались разные предположения относительно того, что заставило Эгиля отправиться прямо в Йорк. Желание прославиться, совершив небывалый по смелости подвиг? Любовь к другу и желание повидаться с ним? Страх перед Гуннхильд, который толкнул его к ней как загипнотизированного? Забота о грузе с разбившегося корабля и желание принять срочные меры для спасения этого груза? Высказывались также разные предположения относительно того, когда был сочинен «Выкуп головы». Еще в Исландии и первоначально для прославления Этельстана? Не в IX, а только в XII в. и, следовательно, не Эгилем, а кем-то другим? «Выкуп головы» рассматривался также неоднократно с точки зрения истории стихосложения, так как, по-видимому, это было первое скальдическое произведение, в котором была применена конечная рифма (его размер — рунхент — единственный скальдический размер с конечной рифмой. Но в рунхенте есть и аллитерация. Рифмы в рунхенте бывают мужские и женские, но всегда только смежные. Встречается двухтактный, трехтактный и четырехтактный рунхент. Вот пример четверостишия двухтактного рунхента:

Серп жатвы сеч
Сек вежи с плеч,
А ран рогач
Лил красный плач.)

Характерно, однако, что «Выкуп головы» никогда не рассматривался с точки зрения тех представлений о функции поэзии, которые произведения такого рода подразумевают.

1. Дар Трора — поэзия (Трор — Один).
2. Мед Игга — поэзия (Игг — Один). Рот слуха — уши.
5. Поле тюленье — море.
6. Нива жал — битва.
7. Железны враны — мечи.
8. Ран рогач — секира. Красный плач — кровь.
10. Волчья выть — трупы павших. Орлиные брашна — то же.
11. Колья раны — мечи.
12. Гьяльпин конь — волк (Гьяльп — великанша).
16. Студеный жар — золото.
17. Огни запястий — золотые обручья. Мука Фроди — золото (у Фроди была мельница, которая намалывала золото).
18. Стержень обручий — рука. Кованое око — щит.
19. Волненье меду — поэзия. Брагина влага — то же (Браги — бог поэзии). Одина брага — то же.

Отрывки:

Rauð hilmir hjör,þar vas hrafna gjör,
fleinn hitti fjör,flugu dreyrug spjör;
ól flagðs gota fárbjóðr Skota,
trað nipt Nara náttverð ara.

Багровый дрот гнал князь в поход.
Грозу невзгод знал скотт в тот год.
И ворон в очи бил выти волчьей,
шла Хель меж пашен орлиных брашен.

Jöfurr hyggi at,hvé ek yrkja fat,
gótt þykkjumk þat,es ek þögn of gat;
hrœrðak munni af munar grunni
Óðins ægi of jöru fægi.

Слух не глуши!В славной тиши
здесь хороши со дна души
князю в угоду волненья меду,
Брагина влага,Одина брага.

Утрата сыновей. Об обстоятельствах сочинения «Утраты сыновей» в LXXVIII главе «Саги об Эгиле» рассказывается следующее. Вернувшись с похорон своего сына Бёдвара, утонувшего в море, Эгиль заперся в чулане, где он обычно спал, и лежал там, не принимая ни еды, ни питья, никого не пуская к себе и ни с кем не разговаривая. Только на четвертый день его дочери (она к этому времени приехала в Борг, хутор Эгиля) удалось обманом заставить его выпить молока, а потом убедить его сочинить поминальную песнь о Бёдваре. «Эгиль креп по мере того, как он сочинял песнь», — говорит сага. Поведение Эгиля после похорон обычно толкуется как проявление глубокого горя, и описание этого поведения считается классическим примером того, как в сагах изображаются душевные переживания. Но было высказано предположение, что истязание, которому подверг себя Эгиль после гибели сына (отказ от еды и питья и т. д.), имело целью, так сказать, мобилизацию его духовных сил для борьбы с враждебными ему силами, т. е. было аналогично шаманскому камланию (см.: Ralph В. Om Tillkomsten av Sonatorrek. — Arkiv för nordisk filologi, 1976, bd 91, s. 153–165). О связи Эгиля с магией.

Эгиль назвал свою песнь «Утрата сыновей», так как раньше другой его сын умер от болезни. По общему мнению, «Утрата сыновей» — самая оригинальная из всех скальдических песней. Она единственная из них, в которой содержание — внутренние переживания автора. Но это переживания, характерные для человека той эпохи. Они подразумевают иррациональную веру в силу родни, в то, что вне рода отдельная личность — ничто (Эгиль отказывается от своего намерения отомстить морскому великану Эгиру не потому, что такая месть вообще никому не под силу, но потому, что он сам не окружен родней, которая бы поддержала его, как поддерживает родня на тинге и в битве). Необычно в «Утрате сыновей» также то, что объектом прославления в ней в конечном счете оказывается не тот, о ком сложена песнь, а искусство скальда. Размер песни — квидухатт (более простой, чем другие. В нем нет ни внутренних, ни конечных рифм, а расстановка аллитерирующих слогов более свободна. Размер двухтактный, трехсложные строки чередуются с четырехсложными. Пример четверостишия квидухатта:

Глума вал
На бахвалов!
Другам — мед
Мерной речи.

Этот размер применялся редко, но им сочинены самые знаменитые скальдические произведения: «Перечень Инглингов» Тьодольва из Хвинира, «Утрата сыновей» и «Песнь об Аринбьёрне»).

1. Хрофтова крадьба — мед поэзии (Хрофт — одно из имен Одина).
2. Дар Ётунхейма — мед поэзии (Ётунхейм — страна великанов, из которой мед был украден Одином).
3. Имир — первозданный великан, кровь которого стала морем.
7. Ран — морская богиня, жена Эгира.
8. Пивовар — морской великан Эгир (он наварил пива для богов). Брат бури — он же.
11. Владыка боя — Один.
13. Поветерь Свивёр — душа (Свивёр — великанша, но неизвестно, в силу какого мифа «ветер великанши» — это душа).
19. Владыка влаги пьяной — Эгир (см. примечание к 8-й висе). Клеть раздумья — голова.
21. Друг людей — Один.
22. Владыка сечи, телег приятель, судья побед — Один.
23. Брат Вили, друг Мимира — Один.
24. Ворог Волку — Один.
25. Волчья сестра — Хель.

Отрывки:

Göfumk íþrótt ulfs of bági
vígi vanr vammi firða
ok þat geð,es gerðak mér
vísa fjandr af vélöndum.

Сей боевой ворог Волку
дал мне речь безупречну
и взор ясный,чтоб явью вражьей
легко бы стали ковы лукавых.

Драпа об Адальстейне
(Aðalsteinsdrápa)

Драпу об английском короле Адальстейне (т. е. Этельстане) Эгиль сочинил, когда оставался у него после битвы на равнине Винхейд . Сохранились только одна виса из этой драпы и двухстрочный стев.

1. Элла — король Нортумбрии, умер в 867 г. Поломщик пламени волн — князь (пламя волн — золото).

2. Путь олений — земля, т. е. Шотландия.

Nú hefr fald-Gnáar felda,fellr jörð und nið Ellu,
hjaldr-snerrandi, harra höfuðbaðmr þría jöfra;
Aðalsteinn of vann annat,alt's lægra kynfrægjum
(hér sverjum þess, hyrjar hrannbrjótr) konungmanni.
Nú liggr hæst und hraustum hreinbraut Aðalsteini.

Вот владык потомок,трех князей убивший.
Край ему подвластен.Не исчислить подвигов
Адальстейна в битвах.Я клянусь, о щедрый
конунг, — мы не знаем,кто б с тобой сравнился.
Вплоть до гор страною.Адальстейн владеет.

Щитовая драпа
(Skjaldardrápa)

Mál es lofs at lýsa ljósgarð, es þák, barða,
mér kom heim at hendi hoddsendis boð, enda;
skalat at grundar Gylfa glaums misfengnir taumar,
hlýðið ér til orða,erðgróins mér verða.

Восхвалить хочу я щит — подарок добрый,
славу коня морского.Щедрый воин в дом мой
слово прислал привета,в песнях я искусен,
пусть услышит каждый песню, что сложил я.

Песнь о щите
(Berudrápa)

Heyri fúrs á forsa fallhadds vinar stalla,
hyggi, þegn, til þagnar þinn lýðr, konungs, mína;
opt skal arnar kjapta örð góð of tröð Hörða,
hrafnstýrandi hrœra hregna, mín of fregnask.

Слушай, воин смелый,эту брагу Одина!
Пусть молчит дружина,внемля пенью скальда!
В Хёрдаланде часто будут слушать песнь,
что сложил я искусно,о могучий воин!

Висы-заклятья,прочтенные скальдом:

Эгиль сказал эту вису, когда ему на пиру был подан рог с брагой, смешанной с ядом. Зуб зубра — рог. Бард — устроитель пира, управитель Эйрика Кровавая Секира.

Rístum rún á horni,rjóðum spjöll í dreyra,
þau velk orð til eyrnaóðs dýrs viðar róta;
drekkum veig sem viljum,vel glýjaðra þýja;
vitum, hvé oss of eiriöl þats Bárøðr signði.

Руны на роге режу,кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово врезано будет крепко.
Брагу девы веселой выпью, коль захочу я,
только на пользу ль будет ,брага, что Бард мне налил?

Эгиль произнес эту вису,когда был приглашен для лечения больного,осмотрев все он нашел "гибельные" руны,которые больной нанес сам,и сказал вису.

Skalat maðr rúnar rísta,nema ráða vel kunni,
þat verðr mörgum manni,es of myrkan staf villisk;
sák á telgðu talkni tíu launstafi ristna,
þat hefr lauka lindi langs ofrtrega fengit.

Не откроют руны тайны знаков странных
коновалам грубым.Руны любят равных.
Десять рун завесу тайны мне открыли —
долгой той болезни в них истоки были.

(по материалам сайта Ульвер ,«Поэзия скальдов» С. В. Петрова, комментарии и приложения М. И. Стеблин-Каменского. «Исландские саги» под общей редакцией О. А. Смирницкой,В примечаниях использованы статьи и примечания М. И. Стеблин-Каменского,переводы вис на русский:М.Стеблин-Каменский, linkimas.)



Вернуться к началу Перейти вниз
https://iggdrasil.forum2x2.ru
 
Эгиль Скаллагримссон
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Иггдрасиль :: Ваша первая категория :: Магия скальдов-
Перейти: